Джиллиан Андерсон: панк-принцесса, ставшая агентом

Фильм № 15, 1998, рубрика "В кадре и за кадром".

 

"Обычно люди принимают меня за агента Скалли, - говорит Джиллиан Андерсон. - Они говорят со мной об очень умных вещах. Я умна, но Скалли чертовски умна. Я бы сказала - патологически умна".

 

Если в случае с исполнителем главной мужской роли Крис Картер не знал точно, что ему нужно, то при подборе исполнительницы главной женской роли он абсолютно точно знал, что ему не понадобится ни одна из тех обольстительных длинноногих и пышногрудых блондинок, которых табунами пригоняли к нему ассистенты по подбору актеров. Возможно, он взял Андерсон из чувства противоречия. Она не подходила по росту (вот уже пять сезонов она играет свои сцены с Дуковни, стоя на подставке), ни по актерскому опыту (к моменту прихода в "Секретные материалы" ее послужной список был длиной всего в три строчки), ни по личным взглядам (она в них не верила и не верит).

По происхождению Андерсон американка, но до восьми лет жила в Англии, где ее отец учился в киношколе. По возвращении в Америку он стал начальником постпроизводственного отдела на киностудии, а его дочери пришлось пройти долгий и мучительный курс адаптации к американской жизни. В школе над ней смеялись из-за английского акцента; учителя часто не понимали ее слов и переспрашивали по несколько раз. Первым словом, которое Джиллиан научилась произносить без акцента, было ругательство. Она стала самой задиристой и хулиганистой ученицей в школе и каждодневно шокировала учителей эксцентричными нарядами, панковыми прическами типа "гребешок" и пристрастием к ненормативной лексике. Джиллиан попеременно воображала себя то Мадонной, то Сидни Лаупер и, чтобы эпатировать общественность, была даже готова проколоть себе щеку булавкой.

В 14 лет она связалась со взрослым панком, который милостиво позволил ей выступать в его панк-группе "на подпевках". Чтобы привлечь к себе внимание, Джиллиан выходила на сцену, обмотавшись бинтами с ног до головы; а чтобы ее дружок позволял ей продолжать музыкальную карьеру, покупала ему пиво и сигареты на свои карманные деньги. В школе Джиллиан побаивались, но, тем не менее, одноклассники присвоили ей титулы "Клоун класса", "Самая странная девочка" и "Человек, который скоро облысеет".

Несколько раз она едва не вылетела из школы. Не за успеваемость - училась она легко и без проблем, - а за поведение. Однажды она приковала себя наручниками к двери кабинета директора. В другой раз залила клей в замок школьной двери накануне выпускного бала, чтобы никто не смог попасть внутрь. За это ее упекли в участок, однако Джиллиан так смогла развеселить полицейских, что ее отпустили с "мягкой" статьей, предусматривающей наказание в виде нескольких часов исправительно-трудовых работ.

Убедившись, что клоунство приносит порой благоприятные плоды, Джиллиан стала играть в школьном театре. Учительница литературы в чисто педагогических целях дала ей роль Джульетты, и на представлении Джиллиан растрогала всех до слез. После школы она поступила в Чикагскую театральную школу Гудмана при университете DePaul и получила диплом актрисы. Перебравшись в Нью-Йорк, она решила посвятить себя театру, дав себе клятву, что никогда не принесет себя в жертву коммерческому искусству, никогда не будет сниматься в кино, и уж тем более - в телесериалах, которые смотрят только домохозяйки.

Несколько лет Джиллиан перебивалась с хлеба на воду: играла в небродвейских постановках высоколобых пьес, а на жизнь зарабатывала официанткой (постоянно приходилось переходить из одного заведения в другое, потому что она часто хамила посетителям). Первый раз ей повезло, когда она подменила Мэри Луизу-Паркер в постановке "Отсутствующих друзей". За эту роль она получила Премию театрального мира за 1991 год, и друзья начали уговаривать ее переехать в Лос-Анджелес, где гораздо больше возможностей проявить себя.

Попав в Голливуд, Андерсон снялась в небольшой роли в фильме "Поворот" (The Turning), а потом год сидела без работы. В конце концов она сдалась и стала ходить на пробы в телесериалы. Когда ее агент сообщил, что ей предстоит попробоваться в пилотный выпуск "Секретных материалов", Андерсон преспокойно осведомилась у него: "А что такое пилотный выпуск?" Ее дремучее невежество в области ТВ повергло в смятение агента, но понравилось Крису Картеру, который увидел в ней скептического агента Дэну Скалли. Картеру пришлось отстаивать кандидатуру Андерсон вплоть до самых высоких инстанций, порой совершая при этом весьма рискованные поступки. Так, например, он объявил начальству, что если они не примут Андерсон, он уйдет из проекта.

В 24 года Андерсон благодаря "Секретным материалам" стала чуть ли не национальной героиней. Слава заметно изменила ее взгляды на жизнь: из панк-принцессы она стала уверенной в себе голливудской примадонной. Но актриса уверяет, что ее изменила не слава, а рождение дочери Пайпер.

В конце первого сезона Андерсон вышла за муж за художника телесериала Клайда Клотца. Вскоре она забеременела, и Картеру пришлось идти на невероятные ухищрения, чтобы сохранить ее персонаж. Через две недели после родов Андерсон снова была в строю. Несмотря на кесарево сечение.

Сегодня культурологи считают, что невероятной популярности сериала во многом способствовало то, что между создателями и зрителями установилась обратная связь. Как только пресса возвестила о беременности Андерсон, поклонники агента Скалли начали распространять через Интернет послания с просьбами "не убивать" полюбившийся им персонаж, и Картер пошел навстречу их пожеланиям.

Год назад прогремел скандал: Андерсон потребовала, чтобы ей платили столько же, сколько и ее партнеру (когда сериал только начинался, ее гонорары были в два раза меньше гонораров Дуковни). На студии повозмущались, но пошли ей навстречу. Сегодня, когда идут съемки шестого сезона, Андерсон все чаше старается засветиться в кино - "Секретные материалы" не будут длиться вечно, пора завоевывать Голливуд. В этом году, помимо фильма "Секретные материалы: поединок с будущим", Андерсон снялась еще в двух лентах - "Великан" и "Такси из преисподней".

наверх

 

 

<<     список статей     >>
Используются технологии uCoz