И вновь продолжается бой...

Валентин А. Эшпай, журнал "Кино-Парк", № 10-11, октябрь-ноябрь 1998, рубрика "Входной билет".

 

"Правда где-то здесь..." - любимая фраза секретного агента ФБР Фокса Малдера по прозвищу Призрак, героя фильма "Секретные материалы. Борьба с будущим". Сегодня зрителям и критикам решать, "где правда" - удалась или не удалась киноверсия знаменитого сериала.

Одни считают, что в фильме осталось все лучшее, что сделало хитом сериал, другие, наоборот, разочарованы тем, что ничего нового в фильме нет: его можно было разделить на три части и показать по ТВ. Этого следовало ожидать. Учитывая популярность телевизионных "X-файлов", не удивительно, что фильм оценивают по принципу похож - не похож.

 

По степени культовости этот сериал достиг уровня "Twin Peaks". Не сравнимый с ним по степени художественности, он тем не менее выделяется на фоне других "мыльных опер" как социологический индикатор, лакмусовая бумажка состояния западного общества, находящегося после окончания "холодной войны" в состоянии синдрома "потерянного общества". "Секретные материалы..." представляют этакий набор неподтвержденных квазинаучных фактов, известных научно-популярных сюжетов, столоверчения и вообще всего, обозначенного этикеткой "Паранормальная деятельность".

В 1998 году автор и продюсер "Секретных материалов..." Крис Картер "созрел" и решил снять полноценный фильм по мотивам сериала. Впрочем, мотивы - это мягко сказано. Фильм полностью следует духу и букве сериала, повторяя пафос и параноидальную атмосферу первоисточника, где спецагенты ФБР Фокс Малдер и Дана Скалли продолжают выявление паранормального. Попутно они раскрывают заговоры "нехороших парней" внутри своей организации и в правительстве, которое пытается положить под сукно и засекретить все, выходящее за пределы понимания простого обывателя.

 

...Действие фильма начинается с обнаружения таинственного, связанного с деятельностью пришельцев объекта в Техасе, который немедленно засекречивается "нехорошими людьми" из правительства (им и противостоят Малдер и Скалли), а заканчивается в Антарктиде взлетом громадной летающей тарелки. Имея в виду киноаудиторию, не знакомую с оригиналом, авторы как в первый раз представили в фильме своих героев. Интрига закручивается вокруг некоего межпланетного заговора с участием государственных спецслужб, целью которой является внедрение инопланетян. Экшн-сцены сняты с широкоформатным размахом, а вся постановочная часть значительно более выразительна в сравнении с телевизионными сериями. Кроме того, в киноверсии есть "изюминка", которую долго ждали, но так и не дождались поклонники телесериала, - Малдер и Скалли наконец разморозили свои сурово-платонические отношения и почти поцеловались (окончательно соединиться им помешал очередной секретный материал).

 

Противники киноверсии замечают, однако, что спецэффектов в "Борьбе с будущим" на удивление мало, а пресловутый пришелец-чужой вообще представлен только отдельными фрагментами тела.

Спорить о сходствах и различиях киноверсии и сериала можно, наверное, без конца. То, что авторы не нашли ничего существенно нового, и правда воспринимается как недостаток. С другой стороны, достоинство фильма уже в том, что он вышел не хуже любимых зрителями телесерий. Перед премьерой критики спорили, может ли вообще кино, основанное на телесериале, пусть даже и очень популярном, стать большим летним блокбастером. Обычно этого не происходит. Но тот факт, что картина только в американском прокате за девять недель собрала сто десять миллионов долларов, является лучшим ответом на вопрос "Правы или неправы были создатели фильма, вынося паранормальные проблемы на широкий экран?"

наверх

 

 

<<     список статей     >>
Используются технологии uCoz