Огонь, вода и труп Малдера

Субъективное мнение о качестве восьмого сезона

Автор: Римаер

 

Уход Дэвида Духовны из "Секретных материалов" дал Крису Картеру и его команде великолепный шанс вырваться, наконец, из колеи, по которой сериал катился долгих семь лет, и придумать нечто принципиально новое. В конечном итоге шанс свой они безнадёжно загубили, а "нечто новое" выродилось в агента Джона Доггета, которого сыграл Роберт Патрик, и беременность Скалли.

У создателей "Секретных материалов", безусловно, свои взгляды на развитие сериала, но после всего хорошего, что было в нём за предшествующие семь лет, восьмой сезон лично мне показался полнейшим провалом. И это несмотря на то, что потенциально он обещал стать лучшим из всех. И, начиная эту статью, я хотел, подобно Чацкому, "излить всю желчь и всю досаду" по поводу слабости большинства серий сезона. Но не только...

 

Первые две серии - "Within"и "Without" - удались как нельзя лучше, несмотря на кошмарные сцены мучений Малдера внутри "летающей тарелки". Причём первая серия мне понравилась больше, потому что в ней со всей серьёзностью было показано, как ФБР занимается поиском пропавшего агента. Вторую серию испортило появление Малдера, распятого на какой-то наковальне, которая произвела очень дурное впечатление. Мне почему-то казалось, что после эпизода "Дуэйн Барри", где более-менее прилично были показаны внутренности "тарелки", никому не придёт в голову показывать их как-то иначе. Так нет же - им понадобилось привязать Малдера именно к наковальне, создавая впечатление, что его похитили не инопланетяне, а какой-нибудь сумасшедший кузнец.

Говоря о восьмом сезоне, Крис Картер заявил в интервью, что он станет своего рода вторым рождением "Секретных материалов" и сериал как бы начнётся заново. Сняв первые две серии и отпустив Духовны, он, видимо, начал воплощать эту идею на практике. Так появилось более десяти серий, фабулы которых были точно такими же, как в первом сезоне: два агента ФБР занимаются расследованием необъяснимых преступлений, причём один из них верит в паранормальные явления, а другой не верит. О Малдере словно забыли, если не считать безмолвной сцены, где Скалли вертит в руках табличку с его именем. О Малдере не было сказано ни одного слова начиная с серии "Patience" вплоть до самой "Badlaa"! И это несмотря на то, что Крис Картер неоднократно заявлял в интервью, что исчезновение Малдера окажет влияние и на Скалли, и на весь восьмой сезон.

Но всё было бы не так уж плохо, если бы взамен целенаправленных поисков Малдера нам бы показали просто глубокомысленные и интересные серии. Но ведь почти все те эпизоды, посвящённые поимке "монстра недели", которые были призваны приучить нас к факту присутствия Доггета и отсутствия Малдера, оказались убийственно слабыми. Так и вижу этих горе-сценаристов, выдумывающих очередное ужасное чудовище (мутанта, тварь - нужное подчеркнуть) и перебирающих в памяти всех известных им пакостных и не очень существ этой планеты: "Так, змеи были, пауки были, пчёлы были, черви были... Ах, да: летучие мыши! Как же это мы забыли про Бэтмена?"

Крис Картер должен был понимать, что уход Духовны скажется на популярности "Секретных материалов" далеко не лучшим образом, и, я верю, хотел сделать всё для удержания сериала на плаву. Логика подсказывала, что это можно было сделать лишь одним способом - придумать ряд действительно хороших серий, которые показались бы более интересными, чем всё, виденное нами прежде. Вместо этого нам были предложены несколько пустых, слабых и явно провальных серий. Должно быть, что-то умопомрачительное произошло, если не нашли ни одного сценариста, способного придумать нечто более оригинальное. "Patience", "Invocation", "Surekill", "Salvage", "Badlaa" мне совсем не хочется пересматривать, потому что это означает бездарную потерю времени: ни в одной из этих серий нет ни идеи, ни красоты, ни диалогов. Подобных сюжетов полно в "Секретных материалах" прошлых лет, и ни один из них особенного интереса не вызывает. Они обычны. Раньше такие дела были серыми буднями Малдера и Скалли, а теперь Скалли заменила Малдера, а Доггет заменил Скалли. Возможно, в этом и состоял План: показать зрителю обычные "Секретные материалы", но со Скалли вместо Малдера и с Доггетом вместо Скалли. Мол, от перестановки мест слагаемых сумма (и популярность) не меняются. А там, глядишь, зрители привыкнут к Роберту Патрику...

Но в данном случае сумма изменилась, и, понятно, не в лучшую сторону. Зрители с явным неудовольствием восприняли известие об уходе Дэвида, а появление в сериале Роберта Патрика было однозначно воспринято как "замена" Малдера. В результате из-за слабости первой половины восьмого сезона от "Секретных материалов" отшатнулась значительная часть зрителей-не-фанатов, причём явление это приняло массовый характер, а не индивидуальный, как во время показа шестого-седьмого сезонов. Рейтинги серьёзно упали и нечего сваливать это на уход Дэвида - первая половина восьмого сезона не могла, просто не имела права быть слабой и серой. Но она была именно такой.

 

Были, конечно, и исключения: например, "Roadrunners", "Redroom" и "Via Negativa". Но и эти серии особо удачными не назовёшь в сложившейся ситуации. Они были бы хороши для прошлых двух сезонов, но в восьмом лишь чуть приукрасили галерею слабых эпизодов. "Roadrunners", по моему, была самой страшной серией в сезоне, причём совершенно непредсказуемой с начала до конца. Так и знал, что с исчезновением Малдера сценаристы возьмутся мучать Скалли. Очень жалко было бедняжку. В финале "Roadrunners" есть очень красивая сцена, где агент Доггет на руках несёт Скалли навстречу сверкающим сиренам полицейских машин, которые вечно появляются, когда всё уже закончилось.

Из всех последующих серий вплоть до "Per manum" меня несколько заинтриговала лишь "Via Negativa" - сначала названием, а потом и сюжетом. Конечно, идея чужая и отсылает к семи частям "Кошмара на улице Вязов", ну да ладно. Лучшее принадлежит всем, в конце концов. Самое лучшее в "Via Negativa", пожалуй, то, что загадка в итоге так и осталась загадкой. Энтони Типпет искал бога в темноте, но что же он нашёл там? Хотел ли он смерти всех членов собственной секты и двух агентов ФБР, или они погибли помимо его воли? Что толкнуло его на самоубийство? Меня до сих пор интересуют эти вопросы, и это хорошо. Я имею в виду - для сериала.

"Per manum" я считаю совершенно потрясающей серией во всех отношениях, на редкость красивой, завораживающей и интересной. Это первая серия восьмого сезона из тех, какими они, собственно, и должны быть. Джиллиан Андерсон показала себя великолепной актрисой: её игра дала мне возможность почувствовать, как сильно Скалли беспокоится за своего неродившегося ещё ребёнка. Возможно, я сужу с пристрастием, потому что обожаю Джиллиан, но "Per manum" - бесспорно, шедевр. Это одна из тех редких серий, после которых я долго сижу в кресле перед выключенным телевизором, погружённый в раздумья, и иногда пишу стихи. К таким сериям относятся "Max", где убили агента Пендрелла, "Unnatural", "Sixth Extinction II" и "all things", созданная Джиллиан.

Одна из лучших сцен в "Per manum" - это короткий разговор Скалли, Скиннера и Доггета в кафе в три часа ночи. Джиллиан Андерсон замечательно сыграла замешательство, в котором пребывала Скалли, не зная, может ли она полностью доверять Джону Доггету. Когда она вышла вслед за ним, оскорблённым недоверием, и попросила просто помочь ей, ни о чём не спрашивая, её игра была достойна "Золотого глобуса". Кроме того, "Per manum" великолепна тем, что в ней впервые в сезоне присутствуют воспоминания, отсылки к прошлому, на которых сериал, имеющий семилетнюю историю, просто обязан играть в дальнейшем, особенно если он только что лишился одного из ведущих актёров. Меня восхитило мастерство гримёров, сумевших правдоподобно превратить Скалли из нынешней (восьмого сезона) в прошлую (пятого-шестого сезонов) простой сменой цвета волос и причёски.

 

Серии про возвращение Малдера были для меня, наверное, самыми долгожданными, ведь я верил, что с его возвращением начнутся действительно хорошие серии. Увы, я ошибался. Вся трилогия - "This is not happening", "Deadalive" и "Three words" - где Малдер умирает, благополучно воскресает и возвращается к работе как ни в чём не бывало, оказалась в целом довольно слабой, хотя, надо признаться, там были и хорошие моменты. Точнее, там было то, по чему я уже успел истосковаться с начала восьмого сезона. Во-первых, просто человеческий разговор между Скалли и Скиннером, когда она вспоминала слова, которые Малдер говорил ей год назад. Во-вторых, конечно же, юмор, которого в сериале не было уже давно и без которого он к этому времени просто усох. Это когда Малдер прикинулся, что не узнал Скалли, когда очнулся: "Кто вы?" Неплохо выглядело и появление Моники Рейес.

Что же мне не понравилось в этой истории? Наверное, вся мифология, которая не только не имела почти ничего общего с прежними мифологическими сюжетами и наработками, но и показалась мне довольно надуманной. Лучше бы Малдера сразу нашли умирающим в каком-нибудь заштатном госпитале, как когда-то нашли Скалли.

В серии "Three words" явно чувствуется какая-то слабость, а отчего? Раньше в подобных сериях неизменно присутствовали Курильщик или Синдикат, но теперь всех перебили, и представлять "врага" стало некому. Не инопланетян же делать противниками! Раньше был баланс, паритет сил - добро и зло, Малдер и Курильщик. Это вечная тема, и она могла бы зазвучать по-новому в восьмом сезоне, но сценаристы где-то просчитались. Добро-то осталось, несмотря на рокировки и ввод резерва, а вот воплощённое зло исчезло как вид. Остался только смутный образ: мол, где-то там, в правительстве, есть плохие парни, которые скрывают истину, и на них работают Крайчек, Кёрш и информатор Доггета. Ненавидеть и опасаться конкретно стало некого. Непростительной ошибкой со стороны Криса Картера было оставить свободным место Злодея №1 -Курильщика.

 

Теперь, я думаю, следует сказать моё мнение по поводу главной "новости" восьмого сезона - появления Джона Доггета. Этот персонаж пришёлся как нельзя кстати: жёсткий, принципиальный, имеющий боевой опыт и опыт работы в полиции. Досталось ему, конечно, по полной программе: его чуть-чуть не порвала чудовищная пародия на Бэтмена, по его снам прогулялся кровавый главарь религиозной секты, его убили и съели (бр-р!), затем в метро он подхватил какую-то кожную заразу... В общем, знакомство с миром паранормальной чертовщины явно не доставило Джону большой радости. Но это тоже вполне закономерно: чего же вы хотели, мистер Доггет, это ведь вам не отдел внутренних расследований - это "Секретные материалы"!

Несмотря на все сложности, Доггет отлично проявил себя как новый персонаж, и введён в сериал он тоже был очень грамотно. В восьмом сезоне есть два неплохих эпизода, где Доггет был совершенно необходим, а Малдер был бы в них неуместен - это финал "Roadrunners" и боевая экспедиция по тоннелям метро в "Medusa". "Medusa" хороша именно от присутствия Доггета: он - бывший морпех, а там как раз и требовался образ закалённого в боях опытного морпеха.

Была ли сериалу нужна Аннабет Гиш? Вопрос интересный. Думаю, что да, по двум причинам: чтобы создать противовес новому мужскому персонажу и избавить зрителей от неприятного ожидания, что между Доггетом и Скалли может что-то произойти. Скалли нужно было оставить одинокой, скучающей по Малдеру, и Рейес появилась как нельзя кстати, вовремя "взяв на себя" Доггета. К тому же она помогла сценаристам открыть нам тайну прошлого Джона Доггета и тонкую психологию его непробиваемого скептицизма.

 

И всё же, несмотря на провал восьмого сезона в целом, на его невероятнейшую слабость, я думаю, снимать его стоило. Зачем? Ради двух потрясающих серий, ставших настоящей классикой сразу же после выхода на экран. Ставшая "первой ласточкой" невероятно-красивая серия "Per manum" и глубокая, философская, с претензией на объяснение очень многих вещей серия "Эмподекл", безусловно, могут считаться верхом совершенства, достигнутого "Секретными материалами" на девятом году жизни - как в плане сценария ("Эмпедокл"), так и в плане красоты сцен ("Per manum") и съёмок (обе). Это были золотые серии, жемчужины, извлечённые из серой глины остальных серий сезона и особо оттенённые её серостью. Ради этих двух эпизодов, несомненно, стоило снять и все остальные. Это я говорю совершенно без иронии.

 

Что же касается качества съёмок в восьмом сезоне, то оно, безусловно, было на высоте. Меня восхищали спецэффекты и стиль съёмок практически в каждой серии с самого начала. Да, команда Криса Картера сумела за восемь лет работы достичь больших успехов в плане съёмок и эффектов. К сожалению, в этом смысле "Секретные материалы" демонстрируют те же тенденции, что и Голливуд: спецэффекты совершенствуются с каждым новым фильмом, мутируя в невероятные по визуальной крутизне творческие решения, а сценарии упрощаются и тупеют (взять хотя бы номинантов на "Оскар" за последние три-четыре года). Сюжет всё более становится рамой для демонстрации возможностей суперкомпьютеров, скрещенных с кинопроектором. За это голливудские фильмы и называют "мёртвыми", и я боюсь, что "Секретные материалы" ждёт та же участь.

Это было бы вдвойне обидно, поскольку весь батальон сценаристов, работающих над ними, потенциально способен на очень-очень многое, на величайшие прорывы в сценарном деле. Ведь кто-то же придумал такие серии, как "Sixth Extinction-2", "Je Souhiate", "Per manum", "Empedocles"! А если сценарий убогий, серия никогда не сможет стать хорошей - несмотря ни на какие спецэффекты. Поэтому, говоря о сериях восьмого сезона, я каждый раз совершенно "забывал" упомянуть об их техническом совершенстве: я не верю в спецэффекты без сценария.

 

Напоследок хочу сказать вот что. "Секретным материалам" через многое пришлось пройти: у них за плечами и успешный старт, и история с похищением Скалли, придуманная из-за беременности Джиллиан, взлёты и падения, не особо удачный полнометражный фильм, и три сезона медленного умирания. Раньше казалось, седьмой сезон даст ответ на гамлетовский вопрос: быть сериалу или не быть, что было связано с отказом Дэвида сниматься в восьмом сезоне. А теперь стапо ясно, что вовсе не уход Духовны предопределил закрытие сериала - восьмой сезон, Патрик и Гиш в союзе с Джиллиан Андерсон вполне могли обеспечить новый подъём популярности - а громоздкая, неповоротливая мифология и обилие тупых сценариев, из-за которых рейтинги тихо умерли к весне 2002-го. Это важный урок, который следует уяснить команде Криса Картера: в сериальном мире, где нельзя обмануть зрителей красивой рекламой и завлечь их на просмотр неважно чего, успех и рейтинги определяются в первую очередь красотой и зрелостью сценариев, а уж потом всем остальным. И "Секретные материалы" погубило отнюдь не отсутствие Дэвида, а скорее труп и воскрешение Малдера и прочая лабуда, которую зрители отказались считать "интригующим засмыслом создателей", а сочли тем, чем она и была на самом деле - тупым низкопробным вымыслом без намёка на интеллектуальность.

наверх

 

Резюме

 

Лучшее новое лицо сезона: Роберт Патрик

Лучшая серия: "Empedocles", и это - без сомнения. Её придумал и написал очень талантливый человек, и сделал он это для всех тех, у кого есть мозги и кто обращается к ним за помощью не только когда сканворды разгадывает. Главное в "Empedocles" - это идея, которая красной нитью проходит через весь сюжет: есть ли зло как субстанция, заразно ли оно, и если да, то как можно его подхватить? "The X-files" уже поднимали вопрос о существовании абсолютного, чистого зла в сериях про Донни Пфастера, и получалось очень неплохо, но "Empedocles" провзошёл все прежние опыты. В духе классических серий ближе к концу Малдер даёт нам своё видение проблемы, но в финале вопрос так и остаётся открытым.

Серия сплетена, как из нитей, из множества сюжетных линий и построена на замечательном взаимодействии между четырьмя главными героями: Малдером, Скалли, Доггетом и Рейес. В ней есть и неповторимый Х-файловский юмор (про доставщика пиццы, приходящего к Скалли), и тонкая психология (блестяще объяснено неверие Доггета - так, что все вопросы отпали сами собой), и замечательная актёрская игра (Роберт, Джиллиан, Дэвид выдали максимум, выложились полностью), и настоящее расследование в духе сериала, и прежние классные диалоги. После первого просмотра "Empedocles" мне очень хотелось крикнуть: "Ну ведь можете же, когда захотите!" - и это было таким радостным впечатлением, такой великолепной разрядкой после целого ряда неудач и недозрелых успехов, каких я уже, кажется, не ожидал получить от загнивающего на протяжении последних лет сериала.

Самая динамичная и напряжённая серия: "Medusa"

Самая неудачная серия: "Salvage" - весь её сюжет выглядит совершенно неправдоподобной и глупой выдумкой, начиная с того момента, как машина на полном ходу врезается в "железного человека" и превращается в груду металлолома, а на нём - ни царапины. Это противоречит всем законам физики, которые на нашей планете пока ещё никто не отменял: сила разогнавшейся машины слишком велика, чтобы, врезавшись в терминатора, она не отбросила его метров на десять, если только он не весит несколько тонн.

И ещё "Badlaa" - серия, в целом, неплохая, но её не следовало снимать. Слишком уж она непривлекательная. Пересматривать её почему-то совсем не хочется, да и зрителей сериалу она тоже не прибавила.

Самая страшная серия: "Roadrunners"

 

Лучшая музыка: восточная мелодия, звучавшая в "Within", "Without" и "Per manum", и ставшая, по-видимому, фирменным отличием восьмого сезона, к тому же модным (восточные напевы очень популярны и в Голливуде: достаточно вспомнить "Гладиатора", "Своего человека" и "Чёрный ястреб"). Мелодия эта, как я понял, была исполнением обещания Картера в восьмом сезоне "поиграть с темой "всех вещей". И это была весьма удачная идея.

Самый интригующий монстр: после парня из "Empedocles", конечно же, Энтони Типпет из "Via Negativa" со своим третьим глазом и топором для ритуального убийства.

Убийство сезона: Скиннер свалил Крайчека выстрелом в упор в "Existence".

Спецэффект сезона: Самый дорогой - взрыв на нефтяной платформе в "Vienen". Самый красивый - алая субстанция чистого зла, проглядывающая сквозь лицо парня из "Empedocles", когда он стоит дома перед зеркалом.

Лучшая сцена: воспоминания Скалли о её разговорах с Малдером в "Per manum", диалог Малдера и Скалли в начале и в конце "Empedocles" (там были сказаны самые главные слова в сезоне: "Я получила от тебя другой дар, Малдер: мужество. И я надеюсь передать его".), камера, оборачивающаяся вокруг Доггета в "Empedocles", а также настоящий вальс, который камера исполняла во время разговора Скалли с врачами из военного госпиталя в "Per manum".

Лучший диалог: Малдер - Доггет в финале "Empedocles"

Лучшая актриса: Джиллиан Андерсон, чья игра была достойна самых престижных наград.

 

Серии, которые не хочется пересматривать, т.к. в них ничего больше не остаётся после того, как утрачен эффект новизны: "Patience", "Invocation", "Surekill", "Salvage", "Badlaa", "Deadalive"

Процент таких серий в сезоне: 28,6 %

Лучшие серии: "Per manum", "Empedocles"

Хорошие серии: все остальные

Процент лучших серий в сезоне: 9,5 %

Процент хороших серий в сезоне: 61,9 %

 

Новая заставка показалась мне значительно слабее прежней. Фотографии на удостоверениях ужасные, а нарезка кадров из "Patience" снова и снова отсылает к этой, мягко говоря, не слишком удачной серии. И потом, меня разочаровало отсутствие новых эпиграфов вместо настоигравшего уже "The truth is out there". Сериал в восьмом сезоне приобрёл новую динамику, и лозунги стоило немножко изменить.

Фото сезона: Джон Доггет на фото в базе данных ФБР на компьютере ("Within", "Three words") выглядит очень симпатичным.

Ответ сезона: Скалли не спала с Малдером

наверх





Gillian Anderson: the story of american beauty, 2002.
First edition: november, 2002.
Используются технологии uCoz